Ошмянские жертвы холокоста

Ошмянские жертвы холокоста 25.04.2015

Ошмянские жертвы холокоста

В годы Великой Отечественной в Ошмянском районе гитлеровцы уничтожили более двух тысяч человек еврейской национальности. На местах их массового расстрела – в урочищах Углеево, Ройста и Бартели – стоят обелиски. Тема Холокоста уже много лет интересует и юных краеведов.

Учащиеся ошмянской СШ №3 под руководством педагога Ядвиги Просаловской собирали информацию о злодеяниях фашистов и о судьбах евреев на оккупированной территории, искали выживших в гетто людей, записывали их воспоминания.

По словам Ядвиги Казимировны, она хорошо знала семью Беллы Липкович, которой не стало несколько лет назад. Белла Гиршевна – одна из тех, кому посчастливилось чудом выжить в гетто и концлагере. Ее история теперь записана и сохранена на долгие годы.

Белла родилась в 1917 году в Крево в семье раввина. У нее было шестеро сестер и брат. Незадолго до войны она вышла замуж за хорошего парня из своего местечка. Родился сын Миша. В самом начале войны, когда фашисты начали расстреливать мирное население, супруги взяли к себе мальчика Иосифа, сына погибшей родственницы. Их пожилых родственников и знакомых фашисты расстреляли, а тех, кто помоложе, согнали в Ошмянское гетто.

Узников заставляли выполнять самую грязную и тяжелую работу. Приходилось терпеть издевательства, голодать, мерзнуть. Каждый день их жизни мог быть последним. Убить непонравившегося еврея немцы могли за любую провинность. Супругов Липкович перевели в Литовское гетто, а затем отправили в концлагерь. В день рождения Миши – ему исполнилось три года – его силой вырвали из рук Беллы. Мать так и не узнала о его судьбе.

Белле с мужем удалось бежать, когда их угоняли в Германию. Месяц прятались в лесу, пока не нашли знакомых и родственников. После войны они вернулись в Крево. Из пятисот местных евреев после войны выжили только 11. Помогали продержаться первый послевоенный год добрые люди. Соседи делились зерном и картошкой. После войны у Беллы с мужем родилось двое детей. Когда умер муж, Белла Гиршевна переехала к дочери Рае в Ошмяны. По словам Ядвиги Казимировны, не было того дня, чтобы пожилая женщина не вспоминала своего сына, писала письма в Германию, обращалась в передачу «Жди меня». Он снился ей, и женщина очень надеялась на счастливую встречу.

В 1997 году к Белле Гиршевне приезжали родственники из Америки, и она рассказывала гостям о пережитом в годы войны. Ее дети и внуки тоже знают об ужасах гетто и концлагеря.
Светлана МУРИНА, "Гродненская правда"

Возврат к списку